Корпорация «Энергия» получила патент на изобретение трансформируемого обитаемого
модуля для российского сегмента МКС и перспективных орбитальных станций. Модуль
состоит из центрального жёсткого отсека постоянного объёма и разворачиваемой вокруг
него многослойной трансформируемой гермооболочки.
Космическая индустрия всё чаще
обращается к надувным конструкциям. Такие конструкции
в сложенном положении обладают хорошими массогабаритными
характеристиками, что является преимуществом при выведении
их на орбиту существующими и перспективными ракетами-носителями,
а также транспортировке к месту старта железнодорожным
и авиационным транспортом, и не только.
Есть и другие
причины, например, адские условия на Венере, у поверхности планеты, делают почти
невозможными научные миссии с использованием посадочных модулей и роверов, но
условия в атмосфере на больших высотах более мягкие. По мнению инженеров из
аэрокосмических компаний «Northrop Grumman» и «L'Garde» гибридный беспилотный
самолёт-дирижабль (условное название VAMP)
больше подходит для космических миссий на этой планете. Подобные аппараты могут
находиться в воздухе и собирать сведения о планете и её атмосфере в течение года:
половину времени совершая полёты с работающим двигателем, а остальное время —
просто находиться в свободном плавании.
Но если VAMP пока ещё находится
в разработке, то Аэродинамический надувной замедлитель
сверхзвуковой скорости (LDSD),
разработанный для посадки на Марсе космических грузовиков
вроде Dragon, уже испытывается NASA в стратосфере Земли.
Российские инженеры Ракетно-космической корпорации
(РКК) «Энергия» решили, что надувную конструкцию можно
использовать в других, более приземлённых
целях, и разработали многослойную трансформируемую
гермооболочку. Недавно корпорация получила патент на
изобретение трансформируемого обитаемого модуля для
российского сегмента Международной космической станции
(МКС) и перспективных орбитальных станций.
Модуль состоит из центрального жёсткого отсека постоянного
объёма и разворачиваемой вокруг него многослойной
трансформируемой гермооболочки. При этом размеры и
эргономика жёсткого отсека полностью соответствуют
рабочим зонам традиционных отсеков космической станции.
Трансформируемая оболочка состоит из различных функциональных
слоёв: защиты от метеороидов и радиации, теплоизоляции
и внешнего несущего слоя. В транспортном положении
оболочка компактно уложена вокруг отсека, что обеспечивает
выведение модуля под головными обтекателями эксплуатируемых
в настоящее время ракет-носителей. В космосе она
разворачивается в рабочее положение, и герметичный
объём увеличивается в несколько раз.
Размеры и
форма жёсткого несущего отсека позволяют расположить внутри модуля дополнительную
радиационную защиту в виде приборной рамы, охватывающей полезную зону постоянного
объёма, в результате чего увеличивается уровень защиты при длительном пребывании
экипажа на борту космического аппарата.
Ожидается, что использование трансформируемых модулей позволит увеличить полезный
герметичный объём российского сегмента МКС и перспективных космических станций,
обеспечить более эффективную по сравнению с жёсткими отсеками защиту экипажей от
воздействия ионизирующего излучения, метеороидов и частиц космического мусора.
Два года назад NASA объявило
о разработки надувного модуля для МКС. Агентство получило
на эти цели $17,8 млн. Разработку модуля NASA осуществляет
совместно с компанией «Bigelow Aerospace», которая
так же возьмётся и за его производство.
Надувной тороидальный модуль будет создан на основе
заброшенной разработки NASA модуля TransHab. Новый
модуль планировалось создать и запустить на орбиту
в течение 2 лет, но пока проектные работы продолжаются.
Окончательный модуль будет иметь длину 17,8 м, диаметр
12,6 м, а вес — 65 т. Его объём будет в два с половиной
раза превышать объём самой МКС.
NASA заинтересовано
в надувных модулях разработки компании «Bigelow» из-за их дешевизны, лёгкости и
прочности ткани Vectran, из которой собственно и должны быть изготовлены модули.
Эта новейшая ткань показывает превосходную устойчивость к микрометеоритам по
сравнению с жёсткими стенками современных жилых модулей МКС, находящихся на орбите.